Какие группы груза выделяют?

Что такое груз в общем виде? Это товар, подлежащий перевозке, которая включает в себя ряд мероприятий по подготовке, организацию погрузочных, а впоследствии и разгрузочных работ, перевозку и хранение.  

Грузы подразделяются на несколько типов:

  • генеральные;
  • навалочные;
  • наливные;
  • скоропортящиеся;
  • живность.

Генеральные грузы, среди которых можно назвать металлоконструкции, ЖБИ и ЖБК, штучные товары в упаковке, катно-бочковые грузы и лесоматериалы. Отдельно заметим, что штучные грузы бывают тарные и бестарные. Тара бывает жесткая (ящики, бочки, решетки), мягкая (бумага, тюки, мешки, кули), стеклянная.

Навалочные грузы – это грузы, допускающие погрузку, перевозку, разгрузку и хранение навалом. К таким грузам относятся насыпные и мелкие штучные грузы. Часто их перевозят при помощи самосвалов. Наливные – бестарные жидкие грузы, тарой для которых служат автоцистерны или же специальные устройства, установленные в кузове автомобиля. К ним относят: нефть и нефтепродукты, кислоты, спирты, жидкие удобрения, пищевые продукты, такие как масла, вода или вино. Среди скоропортящихся грузов можно назвать, например, молоко или мясо (свежее или замороженное), для перевозки которого важны сроки доставки и необходимы специальные условия, например, холодильные камеры. В случае с грузами типа «живность» тем более все понятно – крупный и мелкий рогатый скот, домашняя птица и прочие сельскохозяйственные животные.

Условия перевозки и хранения тоже диктуют свои условия, по их характеру грузы делят на обычные и специфические. К обычным грузам относят такие товары, для организации перевозки которых не требуется особых условий и не нужны кузова особой конструкции. Специфические грузы требуют к себе внимательного отношения: для их перевозки применяется ряд мер для обеспечения сохранности и безопасности транспортировки.

Такие грузы подразделяются на несколько типов:

  • негабаритные – грузы, которые не вмещаются в стандартные автомобильные кузова, среди таких грузов можно назвать крупные станки, строительные конструкции, сельскохозяйственные машины и др. Для  их перевозки необходимо специальное разрешение и максимальные меры предосторожности;
  • длинномерные – это разновидность негабаритных грузов, например сталь различного профиля, трубы, автомобили, их длина превышает длину кузова больше чем на треть. Для перевозки применяются прицепы-роспуски;
  • тяжеловесные грузы – это штучные грузы, вес которых более 250 кг: танки, экскаваторы, бульдозеры, турбины и прочие виды техники и оборудования. В случае перевозки таких грузов применяются автомобили большой или особо большой грузоподъемности, а также низкорамных прицепов-тяжеловозов. В силу объемности и трудности погрузочных работ при погрузке тяжеловесных грузов используют различное оборудование – краны, лебедки, домкраты, полиспасты.
  • опасные грузы – это грузы, которые в случае неправильной транспортировки или аварии могут стать причиной увечья или отравления людей или разрушения построек, дорог и самого подвижного состава. К опасным грузам относят ядохимикаты, взрывоопасные, радиоактивные и легковоспламеняющиеся вещества, требующие в силу опасности специальной упаковки, квалифицированной погрузки и разгрузки, соблюдения мер предосторожностей и особого режима перевозки. Несоблюдение этих требований может привести к таким последствиям как пожар, химическое отравление, загрязнение окружающей среды, стать угрозой здоровью и жизни человека. Опасные грузы в зависимости от степени опасности делятся на несколько классов.
  • скоропортящиеся грузы – как уже говорилось выше, это грузы, требующие в силу короткого срока хранения наличия специальной тары для перевозки, а так же соблюдения срока доставки. Помимо всего прочего скоропортящиеся грузы требуют при перевозки соблюдения мер защиты, например, защиты от влажности, при перевозке требуется предварительное охлаждение. К ним, помимо уже названных, относят грузы, боящиеся холода и требующие мер защиты от него, например, хранение в утепленных помещениях.

Правильная организация грузоперевозки